Версия для слабовидящих

Все данные размещены на сайте с согласия субъекта персональных данных

Директор

Кудявнин
Иван Викторович

30 мая в Министерстве образования и науки РФ прошло Всероссийское совещание по развитию педагогического образования. В преддверии предстоящей летней оздоровительной кампании для детей особый акцент на совещании был сделан на ситуацию с подготовкой кадров, способных на качественном уровне обеспечивать процессы отдыха и оздоровления в летних лагерях.

Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России И.А. Михеев в ходе своего выступления проинформировал участников совещания о масштабной работе по подготовке вожатых для организаций, обеспечивающих отдых и оздоровление детей, для лагерей круглогодичного действия (в том числе городских) и летних лагерей. Он пояснил, что разработан образовательный модуль «Методика работы вожатого с детской организацией», апробированный в 12 образовательных организациях высшего образования.

- Апробация шла в пилотном режиме, в проекте участвовало 12 вузов, курировал процесс Костромской государственный университет. Мы проанализировали результаты, несмотря на то, что процесс обучения шел в конце учебного года, достаточно большое количество студентов уже реально дошло до школ и еще большее количество студентов, прошедших это обучение, уже этим летом будут работать с детьми в лагерях отдыха и оздоровления.

Игорь Анатольевич сообщил, что утверждение образовательного модуля «Методика работы вожатого с детской организацией», который с 1 сентября будет внедряться в программы обучения педагогических вузов страны, планируется уже в конце июня.

- Главное, чтобы мы с вами совместно осуществляли сопровождение работы наших студентов, в том числе, в детских общественных организациях и детских лагерях, - подчеркнул И.А. Михеев.

И.о. ректора Костромского педагогического государственного университета А.Р. Наумов, в свою очередь, отметил, что старший вожатый – это не просто специалист вспомогательного звена, а педагог, который обладает всеми необходимыми компетенциями.

- Нами был разработан модуль «Методика работы старшего вожатого». Его основное назначение – на базе знаний педагогики, психологии, на базовых дисциплинах сформировать практические умения организации деятельности педагогической структуры на базе общеобразовательной школы, - сказал Александр Рудольфович.

Он отметил, что по итогам проведенного анкетирования, насколько студенты удовлетворены полученными знаниями и практическими умениями, которые они получили, 150 человек ответили, что хотят встроиться в этот процесс уже с 1 сентября.

- Мы считаем, что необходимо рассмотреть предложенную модель и рекомендуем вузам, которые реализуют программу педагогического образования, в качестве дисциплины по выбору включить этот модуль, - сказал А.Р. Наумов.

Ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков сообщил о том, что в МПГУ подготовлена программа подготовки вожатых, состоящая из 7 модулей.

- Программа предусматривает 7 модулей: психолого-педагогическое сопровождение деятельности вожатых; история вожатского дела; нормативно-правовые основы работы вожатого; информационно-медийное сопровождение деятельности вожатого; основы безопасности жизнедеятельности; организация массовых мероприятий; профессиональная этика и культура вожатого, - уточнил Алексей Владимирович.

Он также сообщил, что программа рассчитана на 144 часа.

- Мы предполагаем, что тут будет и базовая часть, и вариативная часть, и самостоятельная работа, и опыт мастер-классов, лекций и семинаров. Мы привлекли к этой работе более 2500 вожатых и другие вузы столицы. 19 мая был слет, в котором приняли участие 25 вожатских команд из 16 субъектов РФ.

Ректор информировал о планируемом проведении на базе МПГУ заседания Федерального учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию, а также заявил о необходимости создания на базе опорных вузов и МПГУ Федерального методического центра, который в круглогодичном режиме мог бы обеспечивать мониторинг ситуации в лагерях.

Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболев в ходе своего выступления акцентировал внимание на то, что развитие педагогического образования является приоритетным стратегическим направлением Минобрнауки России.

- Очень важно, что сфера педагогики и педагогического образования – это приоритет политики Министерства образования и науки. Во многом это связано с позицией министра, - отметил А.Б. Соболев.

Александр Борисович подчеркнул, что это одновременно и широкие возможности для реализации различных инициатив и программ, но в тоже время и серьезная ответственность за качественное воплощение в жизнь того, что было задумано.

В ходе заседания участники обсудили результаты того, что было сделано за период с 12 октября 2016 года, когда вопросы развития педагогического образования поднимались на аналогичном совещании.

Так, за прошедший период в целях профессионально-общественного обсуждения и выработки консолидированной позиции по вопросам государственной политики в области развития педагогического образования был создан и начал свою деятельность Совет Минобрнауки по развитию непрерывного педагогического образования, в который вошли ведущие специалисты в сфере подготовки педагогов, представители академического сообщества. Обновлены составы Координационного совета по области образования «Образование и педагогические науки» и федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, в которые включен более широкий круг представителей региональных вузов, ведущих подготовку педагогических кадров.

Создаются нормативные условия для внедрения и реализации качественного обновления программ подготовки педагогических кадров. Разработаны 9 проектов ФГОС ВО 3++ по уровням образования бакалавриат и магистратура на основе требований профессиональных стандартов педагогов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Ведется разработка примерных основных образовательных программ по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки, предусматривающих в содержании образования педагогов усиление предметной и методической подготовки, а также их подготовку к реализации воспитательной функции.

Продолжается реализация комплексного проекта модернизации педагогического образования, в который сегодня вовлечено 62 образовательные организации высшего образования из 49 субъектов Российской Федерации. В апробацию новых практикоориентированных программ подготовки педагогов вовлечено около 3500 студентов.

Разработана и апробируется в 9 регионах России новая модель целевой подготовки педагогов в рамках образовательной области «Образование и педагогические науки». В экспериментальном режиме внедрены трехсторонние договоры о целевом обучении и контрактном трудоустройстве (студент-регион-вуз), где определены меры дополнительной материальной и нематериальной поддержки будущих учителей. В результате реализации новой модели целевой подготовки системы образования субъектов Российской Федерации с учетом региональной потребности смогут быть обеспечены высококвалифицированными педагогами, составляющими элиту образования.

В резолюции по итогам Всероссийского совещания по развитию педагогического образования его участники отметили необходимость разработки программы развития педагогического образования на 2018-2020 годы широким кругом заинтересованных сторон. Также было заявлено о необходимости проведения общественного обсуждения разработанной программы в профессиональном сообществе.

Кроме того, по мнению участников совещания, необходимо обеспечить широкое профессионально-общественное обсуждение примерных основных образовательных программ по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Участники совещания считают важным поддержать проводимую работу по формированию национальной системы учительского роста, разработать механизмы включения образовательных организаций высшего образования, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в формируемую систему.

Поддержку нашла также идея создания ассоциации образовательных организаций высшего образования в области образования «Образование и педагогические науки» в целях формирования единой цифровой платформы педагогического онлайн-образования для согласования единых стандартов и подходов к созданию контента, совместного планирования результатов педагогического онлайн-образования и взаимного использования создаваемого цифрового контента.

Участники совещания также высказались в поддержку создания Федерального координационного центра по подготовке вожатых, аккумулирующего и транслирующего передовые образовательные и профессиональные практики, в целях методической и организационной поддержки участия студентов педагогических программ в воспитательной работе общеобразовательных организаций, деятельности детских общественных объединений и организации детского отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

для детей старше шести лет